19 февраля 2011
Три года назад умер Егор Летов. Юрий Сапрыкин о том, как без оглядки далеко-далеко.
Солженицын писал о совсем другом
Юрий СапрыкинПлохое быстро забывается. Про то, что ещё в начале нулевых при упоминании «Гражданской обороны» в многотиражной прессе приличные люди крутили пальцем у виска, может вспомнить сейчас разве что несгибаемый автор тех упоминаний. Даже в момент выхода альбома «Долгая счастливая жизнь», после которого свершилась заслуженная и бесповоротная канонизация «ГО», газета «Коммерсантъ» без тени иронии сообщала, что в каждой ноте «ГО» живёт «неизлечимая патология, ген распада и гниения, запах порчи», пластинка оставляет ощущение записанной в переходе под площадью трёх вокзалов, а вокал Летова вызывает ассоциации с «поющим мясным фаршем». Так вот, в те недалёкие незапамятные времена продюсер «Нашего радио» Михаил Козырев в ответ на многочисленные просьбы радиослушателей заявил: дескать, Летова на нашей волне не будет никогда, это лютый антисемит, в эфир его песни пойдут через мой труп. Как антисемит? почему антисемит? — в ответ на последовавшие вопросы Козырев предъявил непререкаемый аргумент: текст песни «Общество «Память». Мы призываем крестом и мечом вешать жидов и Россию спасать. К чести Козырева, через несколько лет «Оборона» таки появилась на радиоволнах — хотя к её статусу это уже не могло ничего прибавить, и в её судьбе ничего не могло изменить — и для этого не потребовалась лингвистическая экспертиза, и никто, наверное, даже не показал Михаилу ютьюбовский ролик с концерта в Хайфе, где вместе с Летовым «Общество «Память» поёт тысячный зал, с особым задором выкрикивая последние строки, как раз про крест и меч.
Я к чему это всё. Конечно, если впервые услышать песню «Общество «Память» в том контексте, в котором её впервые услышал я — съезды народных депутатов, журнал «Огонёк», дело
Я это не к тому, что Козырев тупой и не врубается — все мы, слушавшие, врубавшиеся, учившие наизусть, тоже порою воображали себе по поводу «Обороны» невесть что. Иногда только из летовских интервью приходилось узнавать, что в песне, которую ты всю сознательную жизнь понимал
Но при всей смене масок, точек зрения, горизонтов видения (Летов
Максим Семеляк писал уже, что на
Преждевременный уход каждого большого художника — это в
А может быть, он имел в виду нечто прямо противоположное. Никогда нельзя до конца быть уверенным.
В именном указателе:
/seance.gif)
/index/tv5monde.gif)
19 февраля 2011, 19:44
the best
19 февраля 2011, 20:55
На самом деле, “Оборона” появилась на “Нашем радио” уже после ухода Козырева, но всё равно долго там не просуществовала
20 февраля 2011, 01:13
Ну почему же, Гражданская Оборона до сих пор звучит на НАШЕм.
20 февраля 2011, 02:04
r.i.p., dude…
20 февраля 2011, 23:22
она звучит в виде одной песни “Без меня”, что означает, что она там не звучит
21 февраля 2011, 00:19
Каждую субботу, в утреннее время звучит, обычно. “Без Меня”, “Чужое”. “Любо” три года назад ставили.
21 февраля 2011, 00:48
Наверное, Вы давно не слушали НАШЕ Радио…
Звучат “Чужое”, “Без меня”, “Со скоростью мира”, “Беспонтовый пирожок”, “Любо” - это то, что я навскидку вспомнил. За более полной информацией можно обратиться на москву.фм
21 февраля 2011, 18:24
Повторюсь, ставили и снова ставят
21 февраля 2011, 21:59
ставят на радио, не ставят на радио……детский сад разводите!
Летов в сердце…и на всю оставшуюся жизнь.
статья отличная, автору +500
Егор, мы тебя помним
21 февраля 2011, 22:43
Статья написана тяжелым ломаным языком. Не смотря на то, что обсуждение Летова весьма приятная и интересная тема, в некоторые моменты хочется прекратить чтение. Не даром говорят, что читается легко то что написано с трудом, единственное что выделяется на фоне всего остального это текст после последней фотографии, это еще хоть как-то достойно Летова. А на счет радио, не все могут понять о чем поет Егор, почувствовать то, что заложено в сочетании его текстов не гладкой музыки и вокала принадлежащего фаршу, поэтому не стоит ждать что зараженный логикой мир станет повсеместно крутить его песни по радио.
21 февраля 2011, 22:54
Причем детский сад? Глупость.
Обсуждение статьи
21 февраля 2011, 23:52
Я вообще против того, чтоб Г.О. Звучало на нашем радио
Потому что это попс-радио
САМОЕ НАСТОЯЩЕЕ
Практически про всех тех, кто там звучит-ещё Башлачёв сказал:
Шуты, фигляры и пророки сегодня носят Фендера, чтобы воспеть в тяжёлом роке интриги скотного двора….
22 февраля 2011, 01:02
спасибо за фотографии ..
22 февраля 2011, 01:42
St:
21 февраля 2011, 23:52
Я вообще против того, чтоб Г.О. Звучало на нашем радио
Потому что это попс-радио
Очень приятно услышать “Гражданскую Оборону” на радио.
22 февраля 2011, 02:05
НАШЕ РАДИО Г***О!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
22 февраля 2011, 11:37
Крутят на радио, не крутят на радио, на каком радио крутят… Какая, нафиг, разница теперь, да и тогда! Я согласен с “Серегой 71″ - Летов в сердце…и на всю оставшуюся жизнь. Его в сердце надо надо крутить, в голове. Может я и не прав, но мне кажется, что будет и еще АВВА, и еще Майкл Джексон, и еще Битлы, но еще Летова НЕ БУДЕТ. Даже могут появиться Цой и Свин, но Летова другого НЕ БУДЕТ.
22 февраля 2011, 12:56
К слову, кроме вышеупомянутого по “Нашему радио” ещё “Потрясающий вид из окна” крутят..
22 февраля 2011, 14:06
История с «Нашем Радио» можно поделить на 4ре периода.
1. Когда был Михаил Козырев у руля, принципиально не крутили. Хотя многие на станции поддерживали. У кого-то из диджеев даже на сайте «Солнцеворот» стоял одним из любимых альбомов. Когда «Мистерия» выпускала «ДСЖ» - они пытались пробить хоть что-то для инфо поддержки, но Козырев не дал.
2. Как только Козырев ушел, «ГО» сразу же поставили. Сначала выбрали по принципу самой короткой песни -
«Чужое». Она неожиданно выстрелила, и месяц торчала на первом месте в «Чартовой Дюжене». Хотя люди во многом голосовали и за сам факт. Вслед за ней поставили «Без меня», она тоже закрепилась. После этого «Наше» уже смело поддерживало оба «Мистерийских» релиза и к выходу «Реанимации» дало в эфир на месяц «Крепчаем» с 7 пиками, а потом уже «Беспонтовый пирожок», «Со скоростью мира» и «После нас».
3. Потом руководство «Нашего радио» в очередной раз сменилось. Там энтузиазма относительно «ГО» стало совсем мало. Попытка издателей нового альбома «Зачем снятся сны», который по всем параметрам уж точно не уступает предыдущим двум, не нашла отклика. Там посчитали, что хитов нет и вместо разумного выбора в виде «Сияния», «Значит, Ураган», «Снаружи всех измерений» поставили всего лишь на месяц «Потрясающий вид из окна», пока шла реклама концерта в Б1 и сразу же убрали вместе со всеми остальными песнями, оставив лишь «Без меня» в редкой ротации.
4. Руководство снова поменялось. На этот раз вернули то, что было во второй период, поскольку это не новинки, а фонд хорошей музыки, так скажем, крутят это конечно не часто. Но услышать иногда можно.
22 февраля 2011, 17:37
В статье есть правильные и сильные моменты. Особенно последние три абзаца. Верно подмечено про “Прыг-скок” и “Love”. Но “Поднимается с колен моя Родина” - “не про национальное возрождение, а про то, что мы в глубокой жопе, это одновременно предвосхищение смехотворного путинского «вставания с колен» и скрытое над ним издевательство”? Автор, Вы что? Песня первой половины 90-х. Я впервые услышал на концертном альбоме “Русский прорыв в Ленинграде”, 1994 год издания. Кто тогда знал Путина? О каком возрождении в нынешнем понимании тогда могла идти речь? Совершенно искренняя песня надежды, написанная в эпоху всеобщего уныния. Про Козырева. Воспринять “Общество “Память” как антисемитскую песню мог только человек, занимающийся “поиском ведьм”. Песня, описывающая суть политического и общественного явления, характерного для конца 80-х. Как мне кажется, с оттенком осуждения. Какого-то сочувствия антисемитам я там не нахожу. В данном случае, цитаты про “крестом и мечом” и т.д. явно вырваны из общего контекста песни. Про уход Егора. Сейчас нет группы, новых песен которой я жду…
22 февраля 2011, 18:24
Очень хорошая статья.
Козырев - плохой.
22 февраля 2011, 18:40
Почти вся статья бред. Летов был намного шире подобных узких представлений, да и не все факты правильные.
22 февраля 2011, 19:24
Про песню “Родина”, конечно, что-то не то сказал. Значит он так видит.
22 февраля 2011, 20:01
В Новосибирске бывал на его концертах, не забуду всё жизнь. Не всем так повезло как мне.
23 февраля 2011, 01:49
Он умер…
23 февраля 2011, 03:40
Кландестино, мариуана илегаль, немедленно перестаньте курить, соберитесь, внимательно прочтите статью еще раз и разучите матчасть. Начните со значения простого русского слова “предвосхищение”.
23 февраля 2011, 12:32
певец смерти. как сказал кто-то из английских рокеров - для того. чтобы стать популярным надо ввести подростка в депрессию. никто на нашей почве не следовал ТАК буквально этому принципу. манипулятор. по-моему - доигрался.
23 февраля 2011, 13:08
Наше радио! Тоже мне, нашли эталон.
Круглосуточная трансляция песен ГО и Егора Летова http://radio-letov.ru/?play.
Для тех, кто чувствует и понимает, что лишился чего-то настоящего и стоящего…
23 февраля 2011, 16:53
а мой же взгляд автор статьи не верно раставил акценты. Егор- наше всё! Звучит?
23 февраля 2011, 18:06
Для тех, кто считает себя шибко умнее Сапрыкина: обращаемся к первоисточникам.
http://www.afisha.ru/article/1118/ интервью Летова “Афише”
— Ну мне как-то хватает, видимо, чувства юмора каждый раз выворачиваться и дальше вперед идти немножко обходным путем. Я думаю, что народ до сих пор не очень себе представляет, для чего, например, сочинена песня «Родина», что она собой являет.
— Что же?
— Это одна из самых трагических песен, которые я сочинил. Песня про то, как поднимается с колен родина, которой, собственно говоря, и нет, которая не то что поднимается с колен, а увязает в невиданной жопе все глубже, и туже, и безысходнее. И при этом петь о том, как родина подымается, — это очень мощно.
23 февраля 2011, 21:29
Не согласен даже про’”Долгую счастливую жизнь”,-это не про слизь,но это моё субъективное мнение,в этом есть и победа и поражение.Остольное не имеет значение.Смотри хоть внуть,смотри хоть наружу(статью по ссылки читал давно,рад бы сейчас прочесть,да времени нет пока)Родина и Победа однахуйственно с одного альбома.Что с наружи то и внутри.Главно куда вы сввое внимани направляете.
24 февраля 2011, 06:37
Юрий, с недавних пор я почти не читаю комментарии в интернете, ибо сие занятие повергает меня в уныние. Однако я очень надеюсь, что вы все же прочтете этот комментарий. Я не всегда одинаково хорошо относился к тому, что Вы пишите и говорите, но после этой статьи я решительно снимаю перед Вами шляпу! БОЛЬШОЕ ВАМ СПАСИБО! И, пожалуйста, не слушайте никого, Вы все сказали так, как надо - от заголовка до точки.
“Подобие улыбки заместило мыслю
Кто-то сбежал из меня матерясь
И я Их увидел.”
24 февраля 2011, 16:14
То ,что мойша козырьштейн ни во ,что не врубаеться это давно всем известный факт. Ограниченный проамериканский спекулянт да и только. Пустышка и серость короче говоря.
А вот песни Г.О. эт реально КРУТО !
Сильные ,грустно-радостные ,светло-тёмные и по своему немного ироничны.
А последнии альбомы вообще просто прелесть.
24 февраля 2011, 16:41
Вот ведь, написал зачем-то коммент. Прочитал сейчас обращенные ко мне призывы “перестать курить”, “учить матчасть”. Хорошо, двойку за поведение не поставили. Милая Katherine, вы знаете, конечно, как Егор относился к тому, что “illegal”. И в замечательной цитате из интервью Егора, приведенной Вами, нет никакого противоречия тому, что я написал, понимаете? Но, что радует. Мне приятель говорит: “Летова скоро забудут”. Хрен там. Почитал я все комменты и порадовался. Те, кому надо, слушают, чувствуют песни “ГО” , что-то думают по этому поводу (пусть и разное, в случае с “ГО” это правильно и хорошо). C AG не согласен. Не “певец смерти”, не “манипулятор”. Не про Егора всё это. А “доигрался”… Смешно. Все когда-нибудь доиграемся. С ANF соглашусь: “ДСЖ” - не “про слизь”. Там глубже, интереснее и многограннее текст.
24 февраля 2011, 18:04
Хватит гнать на Михаила, он очень много для НАШЕй музыки сделал
25 февраля 2011, 16:13
> “…ютьюбовский ролик с концерта в Хайфе, где вместе с Летовым «Общество «Память» поёт тысячный зал, с особым задором выкрикивая последние строки, как раз про крест и меч”
вообще-то это был не зал, клуб “Пирамида” - open-air площадка в старом районе Хайфы, огороженная заброшенными домами времен британского мандата, возле мечети. На том концерте (31/05) было человек 200 от силы. Егор долго отнекивался (”да че вы прицепились, общества уже лет 10 как нет…”), потом не мог вспомнить аккорды :) Надо было видеть как Коля-Дос (художник-хиппи с внешностью ортодоксального иудея) напоминал Егору эти самые аккорды, и лица русскоязычных охранников-вышибал, когда народ пел “вешай жидов, Россию спасааай”… Егор кстати сам не пел, только играл.
25 февраля 2011, 18:04
Такие как Козырев — это порода пустых, поверхностных журнашлюшек. Посмотрите «Земля-Воздух» с Мамоновым, он там пытался умничать и выказывать почитание мэтру, но был им же (мэтром) быстро поставлен на место. Абсолютно чужеродный и вредоносный элемент.
25 февраля 2011, 20:15
Все это хуйня, дорогие товарищи.
26 февраля 2011, 00:52
Прекрасная статья. Все в точку.
26 февраля 2011, 10:15
Слова для того и существуют,чтобы сбивать с толку.Если человек не может представить галопирующую лошадь на помидоре,он - Идиот!(С.Дали)
26 февраля 2011, 15:06
Статья в целом довольно занимательноая, хотя и есть незначительные белые пятна.. Козырева, конечно, гноить не стоит так сильно.. Все таки он немного поменял свое отношение к ГО, особенно за последние два года.. Да, когда он был на нашем, грудью заслонял эфир от го, ибо сам не понимал о чем речь идет.. Для Козырева понимание рок музыки, свободы и т.д. представлялись в ином виде нежели сие воплощал Егор. Но для кого из нас секрет что ГО никогда всецело не любили? И само собой разумеющееся, что ждать того времени когда ГО начнут крутить и боготворить по всем радио/тв и т.д.и т.п. не стоит.. Все же это музыка не о безобидной любви/свободе/цветочках и т.д., ГО в первую очередь - это музыка протеста, будь то протест политический, будь то мирской, будь то суетечный. Как сказал оин поэт (если память не изменят - сие пренадлежит Катаеву): “Везде, где имеется смысл - имеется и спор противомыслящих умов.” Егор.. Помним! Любим!
28 февраля 2011, 20:45
Спасибо за статью.
Я - за то, чтоб “Оборона” была на радио. Пускай звучит хорошая музыка, хотя бы и на фоне пустопорожней попсы последних лет. И жаль, что не ставят более ранние вещи Егора, типа “Иванова Детства”, “Мертвых”, “Солдатами Не рождаются”. Как заиграет нечто этакое, посреди рабочего дня - и не захочешь, а прислушаешься…
28 февраля 2011, 23:29
бла бла бла.
Статейка ни о чем, а за редкие фото спасибо.
1 марта 2011, 09:27
Какую бы Веру действительно не исповедовал Летов, для меня он истинно Православный человек, несмотря на ненормативную лексику и его личное потребление “прозорливых препоратов”. Я, как человек воцерковлёный, знаю на своём опыте как творчество Игоря Феодоровича идёт параллельно с Православием и это отнють не ересь. Я говорю о схожем мироощущении, понимании себя и сочувствии к окружающему.
3 марта 2011, 10:44
Вот примерно о том же, о роли Летова в истории чувачок интересно излагает: http://rachun.livejournal.com/10232.html#cutid1
5 марта 2011, 14:04
Благодаря ротации песен на Нашем радио я открыл для себя Г.О. в новом свете, так как первое знакомство с группой в начале 90-х(еще на кассетах и Электронике) окончилось непониманием текста, звука, а про смысл нечего и говорить..
Феномен Летова отчасти в том, что слушая одну и ту же его песню каждый видит свою собственную картину и постигает свой смысл происходящего, а потому спорить, что хотел выразить автор, тщетно. Ибо идея заложенная в той или иной песне, может быть гораздо шире и глубже, нежели можно это предположить.
Главное, что Летов был истинным художником нашего времени, автором бессмертных произведений, которые еще долгие годы будут подвергаться обсуждению, критике, восхвалению, порицанию.. но я убежден, что его песни всегда будут находить отклик в сердцах..
Кто ищет смысл, тот найдет..
6 марта 2011, 13:52
Для того, кто знаком с творчеством Летова не по наслышке - не нужны никакие ротации, нотации, рецензии и т.п и т.д. А его песни либо остаются в сердце, либо проходят мимо, среднего не дано… Вечная тебе память, Игорь Фёдорович…
6 марта 2011, 16:29
ne ponimaju kak mozhno voobshe ser’rzno obsuzhdat’ Kotyreva i ego mnenie.
Stat’ya ni o chem,no priyatno lishnij raz pochitat’ o Egore.
11 марта 2011, 19:33
автор в конце не прав,нужно всегда быть уверенным.
15 марта 2011, 16:26
Спасибо за статью. Летов изменил мир.
18 марта 2011, 00:20
А я не читал комментарии. Впрочем, не в чем нельзя быть до конца уверенным. Пошел песню об этом напишу.
19 марта 2011, 16:12
мы все проходим мимо. прохожие лепят нас. амнезия бесформенного пластелина из которого ныне слеплено мое тело чтобы выжить. пластилин радуги. я не буду говорить о том какую роль играет он до сих пор в моей судьбе…
но его память свЯтА и светла как моя печаль о том что так ни разу и не смог воочию побыть на квартирнике с его участием.
можно говорить что угодно кому угодно как угодно. но мое почтение ему ниже чем поклон небу и дань земле. он дал мне свободу быть выше. он дал мне страх наделать глупостей. он подарил мне день. и не один.
вокруг всей этой мишуры - такой красивой я жду чудесного как в детстве. жду подарков под елочкой и доброго Деда Егора.. я жду. и вам не понять моя память.
он светел и свят. и мне как и ему глубоко пофигу на все мнения но мы каждую точку зрения берем себе как одну из возможных.
удачи
27 марта 2011, 01:27
Ребята, дорогие мои сограждане и собратья в этой оберегаемой богом (или Богом или богами) или забытой Им же (или ими же) самой прекрасной и ебанутой стороне!!! Хватит!!! Хватит!!! Всё прошло… А то что осталось - пусть каждый решит для себя…. Егора нет… Кто примет эстафету (по Белому Свету)?.. Кто подхватит? - вот вопрос…. Потому что большинство из тех, что остались жуют сопли и подставляют жопу… И нового прорыва и свежего слова долго ещё не будет. А ворошить прошлое и обсуждать песни уже ХВАТИТ!!! Дело делайте и работу работайте…. Только СВОЮ РАБОТУ И СВОЁ ДЕЛО… А Егора слушать надо, подумать и помолчать… Вы уж простите за откровенность…
31 марта 2011, 19:23
Классная статья. Профессионально и справедливо сказано.
4 апреля 2011, 11:37
Виват Игорю Федоровичу!
7 апреля 2011, 15:47
хорошая статья….Егор несомненно был великий человек…и его непродажность-это стимул остаться человеком…
15 апреля 2011, 21:51
Егор Летов и его песни стали неотделимой частью жизни, всегда к ним возвращаюсь. Это как философия, но для каждого своя. Уникальный человек был… Статья хороша, четко описывает природу ГО. Был я на концерте у него - очень рад, что застал его (акустика, клуб “Точка”).
6 мая 2011, 15:18
Летов очень не однозначный человек был и поэтому воспринимать его слова в песнях и интервью однозначно не стоит. Жизнь всегда была сероватой и всегда была разноцветной до безумия. А Летов все утрировал до полного безумия и какого-то апокалипсиса. Это просто его личные даже не взгляды, а эмоциональные всплески на все что угодно. На жизнь, на смерть, на прошлое, настоящее и будущии… Не надо воспринимать Летова и верить ему как пророку, всегда правому и неоспоримому. Для меня его творчество - это интереснейший мир. Зададочный, больше частью злой, яркий, мелодичный, солнечный. Но я пытаюсь оставлять место для собственной мысли, после прослушивания. Иначе какое-то идолопокленнечество начинается. А то что Летов умер и это хорошо, вовремя итд. - полнейший бред, чесание языком, глупый пафос… Он и до этого такого говна насмотрелся, так что facebook, химкинский лес и Медведев бы его сильно не удивили. Жил бы сейчас как МЫ С ВАМИ (да, да, он тоже был человеком) дышал, шутил и писал бы песни. Умер, так умер, жаль, но такова судьба. Но бормотать неосмысленный бред, что это правильно, по-меньшей мере глупо.
Спасибо за внимаие.
30 мая 2011, 12:13
Спасибо за стать, за фотки! Егор лучший и единственный!!!
Даже не знаю актуальна ли сейчас фраза “Панк-рок жив”, … без Егора!
29 сентября 2011, 16:10
Cтатья достаточно интересная,как и всё то немногое,что можно сейчас прочесть о великом поэте конца 20-го века Игоре Фёдоровиче Летове.С удивлением узнал из-за чего Козырев не ставил песни Егора в эфир…..бред……… Насчёт “продолжателей дела”,к счастью не всё так печально,я случайно нарыл в инете казахскую группу Ермена Анти “Адаптация”-реально:тексты,музыка,энергетика абалденно,сам на них подсел,и многих друзей подсадил,самое главное что звучат оригинально,а не “косят под гражданку”.
Спасибо за внимание.
16 октября 2011, 23:00
Соглашусь с автором во многом что касается советского периода творчества Летова. Используя Неумоевский термин про те времена можно сказать как о рок-н-ролльном фронте на котором Летов был пулемётом, а его песни пулями. Вот только после падения советского режима пулемёт стал стрелять холостыми. Давайте, кидайтесь в меня тапками. Тем не менее, начиная со “Ста лет одиночества” песни перестали быть убойными, они стали в большинстве своём ни о чём. Это беда не только ГО, это беда всего, что когда-то гордо могло называться русским роком. Именно поэтому ГО появилась в Rolling Stone, на Нашем Радио и т. д. В своё время Егор в одном из интервью переживал что группу хотят сделать “частью попса”, так вот к сожалению он не заметил что с 2000-х ГО является частью этого. Попс он ведь не только Игорь Николаев или Руки Вверх, попс это и Би-2, Ночные Снайперы или СерьГа. Да, возможно в конце творчества он стал играть и писать в том стиле, в котором всегда хотел. Но у меня не укладывается в голове кто его заставлял играть панк, хардкор и прочее, если гораздо менее проблематично было бы играть изначально лишь психоделику и перепевать советские песни. “Рок-н-ролл закiнчився.
Хiба це не зрозумiло?”