26 февраля 2008
8 февраля аудитории Европейского университета в Санкт-Петербурге были опечатаны. Учебный процесс в одном из лучших вузов страны приостановлен, его преподаватели и студенты оказались в очень трудной ситуации.
Бал пожарных
Более десяти лет Европейский Университет дает возможность всем выпускникам российских вузов получить дополнительное образование европейского уровня и таким образом включиться в мировой научно-исследовательский процесс.
По официальным данным, Европейский университет закрыли исходя из соображений пожарной безопасности. Мы не будем вдаваться в детали этой истории, поскольку они нам в точности неизвестны. Хронологию событий вокруг Университета лучше всего отслеживать на официальном сайте ЕУ.
Европейскому университету в Санкт-Петербурге сейчас очень нужна поддержка. Вы можете поставить свою подпись под обращением в защиту ЕУ на сайте www.ruthenia.ru/euspb/. Связаться с сотрудниками ЕУ, если у Вас есть какие-либо предложения, можно по e-mail’у rector@eu.spb.ru.
Европейский университет в Санкт-Петербурге — часть моей любви к этому городу. Я не могу поверить, что город откажется от столь умного и одаренного своего детища. По-моему, города Европы могут позавидовать Петербургу: немного появилось на свет новорожденных вузов такого ранга за последние два десятилетия! Этот младенец сосет молоко из европейского интеллектуального мира, и в то же время он генетически связан с Академией наук, с Эрмитажем.
Университет — часть новой, свободно и смело развивающейся России, которая сегодня является на редкость плодовитым интеллектуальным центром. Это символ Санкт-Петербурга XXI века. Это не только окно в Европу. Это для нас, европейцев, окно в Россию; и мы любим, уважаем это окно, эту новую «республику» науки.
Жорж Нива, почетный профессор Университета Женевы, Кавалер ордена Почетного легиона, член Европейской академии
События вокруг Европейского университета напоминают мне закрытие Музея кино в 2005 году. Такое ощущение, что кто-то задался целью уничтожить все лучшее, что было сделано в стране за последние десятилетия. То, что создавалось с любовью, ценой огромных усилий, разрушается — и это очень печально. Сейчас под угрозой оказался один из немногих российских университетов, который отвечает международным критериям академического качества. Основать подобный университет сегодня, в условиях общего кризиса образования, совершенно невозможно. Едва ли кому-то удастся собрать столь уникальную группу высококвалифицированных преподавателей, найти деньги и проделать весь тот огромный труд, которого требует создание университета мирового уровня.
Михаил Ямпольский, профессор Нью-Йоркского университета
Ситуация с Европейским Университетом в Санкт-Петербурге не просто скверная, а очень скверная. Куда звонить при пожаре, знает каждый первоклассник, а куда звонить, когда пожарные закрывают учебное заведение, не знает никто. Какая именно сигнализация здесь сработала, точно не известно, но опечатала здание именно пожарная инспекция (заметим, что Университет арендует это здание более десяти лет, и до нынешнего года тот же самый инспектор никакой пожарной опасности тут не находил). Сто пятьдесят учащихся стали бездомными погорельцами.
Кому предъявлять счет и как оценивать моральный ущерб и интеллектуальный урон, нанесенный Университету, а вместе с ним и всему научному сообществу? Ведь в этой истории нет даже пресловутого стрелочника — он предусмотрительно заменен фигурой доблестного пожарного.
При любом развитии событий больше всего меня и моих ближайших коллег в Институте лингвистических исследований РАН, беспокоит именно судьба студентов. Ведь эти люди сделали свой жизненный выбор, выдержали вступительные экзамены и приступили к серьезной работе. Что будет с ними, с их начатыми научными трудами, диссертациями, проектами, планами? Если Европейский университет закроют, для молодых это будет тяжелый удар, а для нас, не сумевших его предотвратить, — позорное поражение.
Лариса Степанова, главный научный сотрудник Института лингвистических исследований Российской Академии наук
За четырнадцать лет своего существования Европейский университет стал одним из лучших вузов страны и местом, где выросла значительная часть молодой интеллектуальной элиты России. Очень важно, что политика университета всегда предусматривала работу не только с петербуржцами, но и с выпускниками провинциальных вузов. Именно Европейский университет предлагал молодым ученым из провинции все возможности для получения образования самого высокого уровня (в числе этих возможностей - и бесплатное общежитие в Петербурге). В течение всех этих лет благодаря своему существованию и активной научной деятельности Европейский университет, предоставляя своим преподавателям и студентам все ресурсы для перспективного обучения и работы, предотвратил отток молодых специалистов за рубеж. В «НЛО» мне приходилось работать с очень разными авторами. Среди самых ярких и талантливых было много выпускников или преподавателей Европейского университета, и поэтому я рассматриваю его как важнейший интеллектуальный ресурс российской гуманитарной науки.
Университет — это живой организм. Приостановление учебного и исследовательского процесса даже на несколько недель — серьезная угроза дальнейшему существованию университета, и поэтому его работа должна возобновиться как можно скорее. Я убеждена, что исконное здание Европейского университета на Гагаринской совершенно необходимо сохранить. Оно было с любовью оборудовано в соответствии с выработанной в университете моделью образовательной и исследовательской работы и стало подлинным домом для многих российских и зарубежных ученых.
Мария Майофис, редактор отдела «история» журнала «Новое литературное обозрение»
Я не знаю, каковы реальные причины приостановки деятельности Европейского университета в Санкт-Петербурге. Возможно, это политическое давление, возможно — подготовка к рейдерскому захвату здания. Но очевидно, что речь идет не о простой проверке. В Питере много высших учебных заведений, расположенных в старых зданиях, чье состояние тоже не вполне соответствует идеалам пожарной охраны. При этом никто не запрещает проводить там занятия.
Как бы то ни было, происходящее с Европейским университетом — это позор для нынешней администрации Петербурга. Еще несколько лет назад мы не могли бы себе представить, что власти города, гордящегося своим интеллектуальным потенциалом, будут содействовать или попустительствовать давлению на один из лучших научных и образовательных центров России. Печальная параллель — закрытие в 2004 году Европейского гуманитарного университета в Минске. Хочется надеяться, что наши чиновники все-таки не столь невежественны и трусливы, как Лукашенко и его министры.
Александр Панченко, ведущий научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский дом) Российской Академии наук, профессор РГПУ им. А. И. Герцена
Я подписал письмо в защиту Европейского университета по двум причинам. Первая заключается в том, что в случае его закрытия многие мои коллеги останутся без работы. Наш долг — их поддержать. Вторая причина касается университета как такового. У меня нет никаких сомнений в том, что это один из лучших вузов страны. Сохранить его совершенно необходимо, потому что он незаменим для нашей науки: выполняемые им функции в настоящий момент не может на себя взять никакой другой университет в России. Многие дисциплины (такие как современная социология, этнопсихология) именно в Европейском университете преподаются и изучаются на уровне самых весомых университетов мира.
Владимир Маркович, профессор кафедры истории русской литературы филологического факультета СпбГУ
Чем больше учебных заведений, тем лучше. Создавать всегда хорошо, уничтожать — всегда плохо. Европейский университет в рекомендациях не нуждается. Он уже успел приобрести известность и завоевать авторитет в мировой академической среде, и в то же время он еще очень молод. Именно поэтому Университет свободен от официозной застылости, которая могла сохраниться в других вузах еще с глухих советских времен.
Сама структура учебного процесса отвечала европейским стандартам и предполагала постоянное и многогранное взаимодействие с западными университетами. На многие лекции, проводимые в его стенах, собирались интеллектуалы со всего города. Атмосфера университета подвижна и свободна. В нем всегда обучались очень талантливые и разнообразно одаренные студенты. Они создавали в стенах университета свободную живую среду, в которой было очень легко и приятно работать. Многие из его выпускников уже сейчас заняли видное положение в культурной среде города.
Безусловно, исчезновение Европейского университета неизмеримо обеднит культурную жизнь Петербурга. Городу будет не хватать атмосферы свободы и независимости, которая жила не только внутри университета, но и в его выпускниках — весьма примечательных фигурах в петербургской жизни. Зачем с этим бороться? Я не понимаю, или, точнее, — понимаю слишком хорошо.
Аркадий Ипполитов, искусствовед, хранитель итальянских гравюр в Государственном Эрмитаже
Руководство Европейского университета в Санкт-Петербурге сейчас категорически отказывается заниматься какими бы то ни было спекуляциями по поводу возможных причин происходящего. Я думаю, что друзья университета должны сегодня поддержать эту позицию. В то же время есть вещи очевидные. Европейский университет — это не просто уникальная образовательная институция, дающая лучшее в России постдипломное образование в области гуманитарных и общественных наук. Это еще и один из немногих в нашей стране примеров безусловно успешной общественной инициативы. Прекращение его деятельности, какими бы ни были причины, станет событием знаковым не в меньшей степени, чем фактический разгром «Нового мира» в начале 70-х годов, и будет иметь для образования, культуры и общественной жизни в России не менее глубокие и долгосрочные последствия. Сегодня каждому из нас следовало бы осознать меру нашей личной и общей ответственности за собственные действия или за бездействие.
Андрей Зорин, профессор Оксфордского университета
Решение о переводе Европейского университета в новое здание, по имеющейся информации совершенно не приспособленное для учебного заведения такого уровня, означает его фактическое закрытие. Не могу судить об истинных мотивах питерских властей, но совершенно очевидно, что пожарная безопасность здания — лишь предлог для этой варварской акции. Она наносит удар по российскому образованию и культуре вообще. Если решение властей не будет отменено, пострадает не только интеллектуальный и моральный потенциал нашего общества, но и честь нашей страны.
Юрий Апресян, действительный член (академик) Российской Академии наук
Подготовила Анна Ковалова
/seance.gif)
26 февраля 2008, 19:50
хороший набор мнений различных известных мне людей. сам я обучался и пока что все еще являюсь слушателем ЕУ и действительно не знаю, куда мне податься. но мне легче, т.к. я из Петербурга, а куда деваться специально приехавшим для обучения в ЕУ ребятам - непонятно.
по последним данным, кстати, у университета приостановлена лицензия на право ведения образовательной деятельности.
26 февраля 2008, 22:59
Дочь учится в ЕУ второй год. Все, что написано о нем здесь - правда.
Если мракобесие будет продолжаться, ничего не останется, как временно оставить страну, чтобы спастись самим и спасти детей от безумия невежд и мерзавцев. Не ведают, что творят! Все проходит - и это пройдет. Власть тьмы не вечна. М. б. стоит оставить их вариться в собственных миазмах? Думаю, не слишком долго протянут.
27 февраля 2008, 00:00
Большое спасибо автору за крайне интересный материал!
Думаю, что озвученная в данной статье мысль о ключевой роли сохранения за ЕУ именно того здания, где он располагается сейчас, очень ценна. Всё-таки ЕУСПб достоин встать в один ряд с теми высшими учебными заведениями, которые заложили традиции образования в Петербурге со дня его основания и, безусловно, достоин здания на Гагаринской, 3.
27 февраля 2008, 00:33
“происходящее с Европейским университетом — это позор
для нынешней администрации Петербурга!”
Спасибо за такое изложение материала! Сейчас встречаются много статей довольно однотипных, где почти половину занимает история ЕУ. Конечно, не у всех он на слуху,) Через Вашу статью понятно и Ваше мнение на этот счёт, и очень интересно было познакомиться с мнениями разных людей. Надеюсь, что и комментарии принесут новое.
27 февраля 2008, 00:43
Согласна с Натальей. И ведь одна из задач, которые ставили перед собой создатели ЕУ, - прекратить утечку мозгов, чтобы талантливые ученые работали на российскую, а не какую-нибудь другую науку. Не, нам ученые не нужны, в России, видимо, должны жить одни пожарные :(
27 февраля 2008, 01:28
Спасибо за замечательную подборку!
Очень радует, что высказались старшие коллеги из ИЛИ, СПбГУ, Эрмитажа - я давно этого ждала!
Александр Панченко - как хочется надеяться, что мы все-таки услышим его курс лекций в Европейском!
Про атмосферу - все точно. Сегодня нужно было забежать на Гагаринскую по делу, шла и представляла, будто иду на учебу. Тоже рано утром, опаздываю, неловко перед тем же Николай Борисычем, который, правда, никогда не начинает, пока не соберется “кворум” :). А после первой пары с утра - всегда крепкий чай у секретаря по соседству… Больно вспоминать.
“Такое ощущение, что кто-то задался целью уничтожить все лучшее, что было сделано в стране за последние десятилетия. ” - согласна, у меня ощущение то же. Считаю, что те, кто сейчас прилагает усилия, чтобы спасти ЕУ, прилагают усилия, чтобы спасти Россию.
27 февраля 2008, 04:18
Подборка действительно замечательная, большое спасибо. Ощущение, что трезво и точно выразили многое, что не можешь (из-за эмоционального накала) или стесняешься (так как речь идет о тебе и твоих товарищах) высказать сам.
И про слушателей, которые начали работать над диссертациями (даже на начальном этапе в них уже вложена масса всего - атмосфера ЕУ настраивает на это) и оказались в подвешенном состоянии… При том что заинтересованность и желание идти по выбранному пути действительно велики. Вот, например. Предзащиты наших магистерских в своем, “слушательском” кругу по времени и живости обсуждения были вполне сопоставимы с официальными защитами.
И о здании на Гагаринской, любовно оборудованном и ставшим подлинным домом…
И о его значении для выпускников провинциальных ВУЗов… В Европейский университет, несмотря на конкурс, поступить реально: бесплатных мест здесь не одно и не два. Многие получают свой шанс.
Я, наверно, слишком многословна. Но вот хочется продолжать и продолжать воспоминания Александры. Например, вспомнить миниперформанс “Галерея семиотиков” перед соответствующим экзаменом или внезапные налеты в ректорскую, чтобы поздравить НБ с этнографическими праздниками народов Крайнего Севера. :) Воспоминаний много. В них очень приятно погружаться. И то, что слушатели так привязаны к своему университету и друг к другу, тоже, мне кажется, способно многое сказать об атмосфере ЕУ и людях, на которых она держится.
27 февраля 2008, 14:00
Я согласен полностью с высказываниями столь уважаемых людей и хочу подчеркнуть что ЕУ дает и БУДЕТ ДАВАТЬ (!!!) великолепный шанс для получения образования студентам из провинции. Получить постдиплоиное бесплатное образование становится проблематично и выпускникам склонным к изыскательской работе, но не имеющим достаточно средств для обучения в других ВУЗах ЕУ становится отдышиной и даже смыслом жизни. Я надеюсь, что администрация Санкт-Петербурга одумается и предпримет меры для разрешения вопросов связанных с приостановкой занятий в ЕУ. У меня в ЕУ учится знакомая девушка и я вижу как сильно она изменилась за эти полтора года, как многое дал ей ЕУ, насколько она любит его атмосферу, сколько новых друзей и верных товарищей подарил ей университет. А сколько новых студентов мечтают окунуться в деятельность университета?! неужели их мечтам не суждено сбыться?! нельзя убивать мечту, иначе человек перестанет верить и надеяться.
С Уважением и надеждой на лучшее
28 февраля 2008, 21:32
Друзья!
От этого всего падают плечи, как отметила когда-то одна наша известная поэтесса, появляется горький привкус во рту… .
У меня Европейский ассоциируется с преподавателями, после лекций которых в нашем ВУЗе я внезапно осознал всю старость нашей государственной системы образования, всю костность российских исследователей и все тщеславие представителей советской научной элиты, которые не упускают ни одного мгновения показать всю значимость их статусу в пресловутых государственных университетах. Строчки из книг, в которых “европейцы” излагали для нас всех постулаты и тезисы “других” концепций, не известных нашей доморощенной научной элите, я все помню наизусть. Мне не довелось учиться в Европейском, мне не довелось написать там диссертацию, мне не довелось сделать много из того, что я бы там сделал. И те немногие встречи с преподавателями из Европейского много для меня значат.
Сейчас я испытываю себя в качестве преподавателя в одном из серой массы российских университетов, присутствую на ненужных формальныхзаседаниях кафедры и, наверное, как и многие мои коллеги из других ВУЗов, веду невидимую борьбу против засидевшихся в ВУЗах реликтах советской эпохи в возрасте от 80 и до плюс бесконечности. Однако в себе я чувстсую силу: я могу рассказать, показать, дать прочитать, обсудить, поспорить со студентами на тему того, что я узнал именно благодаря таким родным “европейцам”. А реликтов в топку!
29 февраля 2008, 00:12
Друзья, я понимаю, что сейчас все мы слишком обеспокоены судьбой Европейского университета, чтобы быть объективными. Но давайте все-таки будем и корректны, и, главное, справедливы. Андрей, я понимаю Ваши чувства, но мне не кажутся правомерными Ваши рассуждения о “засидевшихся в ВУЗах реликтах”. Я, конечно, не знаю, какие именно вузы Вы имеете в виду. Однако я практически уверена, что в числе их выпускников есть и преподаватели самого ЕУ, которые смогли привить Вам европейский взгляд на учебный процесс. Очевидно, что сам ЕУ - это не только отражение западных стандартов, но и порождение российской системы образования в лучших ее проявлениях. Так что давайте подождем с “топкой”, а то мы не будем сильно отличаться от тех, кто хочет отправить в топку ЕУ.
29 февраля 2008, 00:36
Андрей, спасибо!
29 февраля 2008, 00:39
Про реликтов советской эпохи (от 80+) в вузах - в точку. Оказавшись не так давно на обсуждении диссертации в МГУ, я была поражена. “Вас бы в 37-м справедливо назвали бы врагом народа” - заявил мне один дедок-коммунист, который там профессорствует.
В этом контексте ситуация вокруг Европейского Ун-та смотрится вполне определенно. У меня ощущение, что государству не нужны свободные преподаватели и специалисты. Нужны мракобесы, костлявыми кулаками грозящие 37-м годом.
1 марта 2008, 11:40
Андрей прав! Спасибо. И дело не в возрасте засидевшихся преподавателей.
А в том, что они укоренились благодаря “гадюшной” атмосфере вузов , спосбствующей пожиранию и выдавливанию компетентных, состоятельных, увлеченных наукой преподавателей. Только мне известны два таких человека из СПбГУ. Оба - биологи. Талантливые ученые, великолепные лекторы и преподаватели. Один благополучно сожран “коллегами” и вынужден был уйти из СПб ГУ совсем. Другой - отправлен на пенсию, но не “употреблен” вполне и на задворках университета тихо занимается любимой наукой. Посредственности и интриганы заправляют. Надеюсь, не везде и не всегда. Уверена, что не навсегда.
Сегодняшняя смена Вербицкой на аналогичного, если не худшего, “товарища
юрЫста” только усугубит ситуацию. Может быть, это агония? Агония всей их системы? Поживем - увидим.
4 марта 2008, 23:18
Позволю, не согласиться с Андреем,
возможно костность преподавателей и проявляется в филологическом образовании, но в естественных и точных науках ситуация обстоит несколько по-другому. Хочу отметить, что главное зависит от атмосферы конкретной кафедры, если преподаватели настроены дружелюбно друг к другу, во всем помогают, то даже будучи оппозиционной к руководству ВУЗа, это будет луч света в темном царстве, простите за банальность. И выпускники будут работать по своей специальности, активно развивая науку и производство. Мне довелось учиться в такой атмофере, когда преподаватели не считали зазорным общаться неформально, позволяли проводить занятия студентам, так чтобы им (преподавтелям!) учиться у своих студентов. И вхождение в коллектив молодых преподавателей происходит безболезнено, а выпускники часто встречаются приходят за своетом к тем у кого обучались давным-давно.
все зависит от того как построена система обучения в этом маленьком мире, называемом “кафедра” как происходит общение “преподатаель-студент”. возможно мне повезло, но я не считаю что стоит смотреть на все столь пессимистично и сводить буквально все вузы к гадюшникам.
19 июня 2008, 00:34
Плохо когда закрывают университеты, особенно такого уровня как этот. Сейчас далеко не каждый ВУЗ может предоставить такие возхможности своим студентам как ЕУ. Надо остоять его, для самих себя.
19 июня 2008, 11:43
В ЕУ возбновились занятия в конце марта. Пока что отстояли.